Консультация для родителей
«Игры с использованием нестандартного
оборудования
для сенсорного развития детей дошкольного возраста»
Работая
с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не
все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь
сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
· форма
· цвет
· величина
· положение в пространстве
· запах
· вкус
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве
трудно переоценить именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об
окружающем мире.
Выдающиеся ученные в области дошкольной педагогике и
психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова. Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина и др.)
справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения
ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт,
тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче
учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму
предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только
окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи,
помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны,
но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким-
нибудь предметом его нужно изучить:
- трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать
какие – то действия, которые называются моторными.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть
готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить
его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет
многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые,
неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение
детей.
Одна из главных задач – дать
ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя
и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей
предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие
зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
Мной разработаны и систематизированы дидактические игры
и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников. Хочется рассказать о
наиболее интересных пособиях.
1. Дидактическая игра «Разложи по цвету» — учит
ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущения
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им
раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите,
из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру.
Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого
предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с
удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой
геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так
мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
Наилучших Вам пожеланий в разностороннем
развитии
Вашего ребенка!
Задачи по
формированию культурно - гигиенических навыков
В 2-й младшей группе:
- формировать у детей умение самостоятельно и
правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать
рукава, смачивать кисти рук водой, 1-2 раза намыливать их до образования пены с
последующим смыванием); постоянно следить за их чистотой; мыть лицо, сухо его
вытирать;
- показывать и объяснять детям, как чистить зубы
мягкой щеткой и детской зубной пастой (научить ребенка накладывать слой зубной
пасты на поверхность щетки, чистить зубы — верхний ряд движениями сверху вниз,
нижний — движениями снизу вверх; заканчивать процедуру движениями в обе стороны
вдоль зубного ряда);
- обучать детей аккуратно пользоваться туалетом,
туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бачка для слива, быть
опрятными;
- при приеме пищи приучать детей пользоваться ложкой,
салфеткой; тщательно пережевывать пищу; полоскать рот после приема пищи
питьевой водой;
- побуждать детей обращать внимание на свой внешний
вид, самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь
зеркалом, расческой; учить пользоваться носовым платком.
Задачи по развитию
сюжетно-ролевой игры
В 2-й младшей группе:
- осуществлять педагогическую поддержку самодеятельных
сюжетно-ролевых игр детей; поощрять принятие роли, развертывание ролевого
взаимодействия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру
рядом или индивидуальную игру;
- одобрять ролевые реплики как средство
кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх
детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;
- поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей
роли для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью,
выделение сверстника как возможного партнера по игре;
- следить за тем, чтобы предметно-игровая среда
становилась средством развития самодеятельной игры;
- обеспечивать детям свободное использование образных
игрушек, предметов- заместителей, средообразующих игровых модулей;
- разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам,
поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми;
- организовывать для детей досуговые игры, т.е.
игры-забавы, проводимые преимущественно с народными игрушками (петрушка,
шагающий медведь, дровосеки, волчки и т.п.), персонажами кукольного театра,
музыкальными игрушками (обыгрывание с детьми стишков, сказок, песенок и т.п.);
несложные празднично-карнавальные игры (шествие ряженых детей, в том числе и в
ролях излюбленных сказочных литературных персонажей), приуроченные к
праздникам, досуговым паузам между занятиями;
- повышать положительный эмоциональный тонус детей,
воспитывать чувство юмора, ощущение праздничной общности между детьми и
взрослыми (во время праздников, игровых шествий с куклами).
Развитие
двигательной деятельности:
В 2-й младшей группе:
Самостоятельная двигательная деятельность организуется
ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей
детей. Занятия по физической культуре проводятся 3 раза в неделю, 15 минут в
помещении или на участке, включая одно-два занятия по плаванию. Утренняя
гимнастика проводится ежедневно, до завтрака, в течение 5-6 минут. Двигательная
разминка в сочетании с воздушными процедурами проводится после дневного сна.
Общеразвивающие
упражнения:
Упражнения для рук и плечевого пояса: поднимание рук
перед собой, вверх, в стороны; опускание рук вниз, вращение кистями рук;
сжимание, разжимание пальцев рук; хлопки перед собой, над головой.
Упражнения для туловища: повороты вправо, влево;
наклоны вперед, в стороны; выполнение разнообразных движений руками, ногами,
туловищем в положении сидя и лежа.
Упражнения для ног: движения выпрямленной ноги вперед,
в сторону, назад на носок; приседание, полуприседание, с опорой.
Общеразвивающие упражнения лучше выполнять с
использованием различных предметов (колечками, лентами, кубиками, косичками,
платочками, мячами).
Упражнения в
основных движениях:
Ходьба: в колонне, по кругу, парами друг за другом, в
разных направлениях; врассыпную на носках; высоко поднимая колени; «змейкой», с
остановкой (по сигналу воспитателя).
Бег: в колонне, по кругу по одному и парами (держась
за руки); непрерывный бег длительностью до 1 минуты; быстрый бег до 10—20 м;
бег в медленном темпе до 160 м .
Ползание, лазание: ползание на четвереньках по прямой
(6 м ); под
предметами и вокруг них; ходьба на четвереньках; подлезание под предметы,
перелезание через них; пролезание в обруч; лазание по лесенке-стремянке,
гимнастической стенке удобным способом.
Прыжки: на месте; с продвижением вперед (2—3 м), через
линии, невысокие предметы; в длину с места (до 40 см ); спрыгивание с высоты
(10—15 см) на мат или в яму с песком, удерживая равновесие.
Катание, бросание и ловля, метание: катание мячей,
шаров в определенном направлении; между предметами и с попаданием в предметы
(расстояние до 1,5 м );
подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара об пол (2—3
раза подряд); метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя
руками или одной рукой (правой и левой); в вертикальную цель и на дальность
правой и левой руками (расстояние до 2 м ). Упражнения выполняются из разных исходных
положений: стоя, сидя, лежа.
Упражнения в построении и перестроении.
Построения и перестроения: в колонну, в круг, в
шеренгу ( с помощью воспитателя, по ориентирам); повороты направо, налево.
Спортивные
упражнения:
Катание на санках. Катание друг друга с невысокой
горки, по ровной поверхности.
Скольжение по ледяной дорожке. Прокатывание детей по
утрамбованному снегу, ледяной дорожке с помощью взрослого.
Езда на велосипеде. Езда на трехколесном велосипеде по
прямой, по кругу, с поворотами.
Плавание. Безбоязненное вхождение в воду, плескание,
погружение лица и головы в воду. Игры: «Догоните меня», «Поймай рыбку»,
«Сделаем дождик», «Нос утонул», «Кораблики», «Фонтан».
Подвижные игры:
- содействовать укреплению здоровья и правильному
физическому развитию детей;
- ставить конкретные, сравнительно легко и быстро
решаемые двигательные задания;
- постепенно переходить от знакомых игр к новым;
- приучать детей к совместным действиям в коллективной
игре, соблюдать простейшие правила игр;
- учить детей воспроизводить в общих чертах способы
выполнения движений; действовать по сигналу воспитателя;
- поощрять самостоятельные игры детей с мячами,
шарами, ленточками и другими пособиями и игрушками в помещении и на улице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий