Для Вас, родители!!!



Консультация для родителей
 «Игры с использованием нестандартного оборудования
для сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:
·         форма
·         цвет
·         величина
·         положение в пространстве
·         запах
·         вкус
 Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
 Выдающиеся ученные в области дошкольной педагогике и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова. Е.И. Тихеева, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
 Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
 Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, его объем и размер у ребенка должны быть хорошо развиты не только окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированы движения мышц обеих рук. Что бы познакомиться с каким- нибудь предметом его нужно изучить:
 - трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие – то действия, которые называются моторными.
 Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные, тем быстрее они станут умелыми.
 Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.
 Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
 Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой,  подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения.
 Мной разработаны и систематизированы дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.
 1. Дидактическая игра «Разложи по цвету» — учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущения
 2. Дидактическая игра «Геометрические пазлы» — предназначена для закрепления цвета, формы, величины и для развития мелкой моторики.
 3. Развивающая игра «Протяни дорожку» — развивает мелкую моторику, формирует зрительно – двигательную координацию, чувства, пространства на микроплоскости, развивает речь и мыслительные процессы.
 4. Дидактическая игра «Волшебный шнурок» предназначена для развития соотносящих действий, координации обеих рук, мелких движений рук, зрительного восприятия, внимания, мышления, закрепления цвета.
 5. Дидактическое пособие «Солнышко» — развивает мелкую моторику, воспитывает нравственные чувства.
 6. Дидактическая игра «Тактильные дорожки» — предназначена для активизации психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие). Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой моторики.
 7. Дидактическая игра «Помоги курочке разложить яички» — учит ориентироваться в цвете, закрепляет формы предмета, стимулирует зрительные ощущения, развивает тактильные анализаторы.
 8. Дидактическая игра «Помоги мышке попасть в норку» — направлена на активизацию психических процессов. Активизирует словарный запас. Развивает зрительный и тактильный анализаторы.
 9. Дидактическая игра «Собери гусеничку» — развивает зрительное восприятие, внимание, мышление, закрепление цвета, координацию обеих рук.
 10. Дидактическая игра «Помоги кошечки починить коврик» — воспитывает доброжелательные отношения к игровым персонажам, пробуждает эмоциональную отзывчивость, желание помочь. Учит выбирать нужные геометрические фигуры среди других, объедения их по двум признакам – форме и цвету, правильно подбирать отверстия для своих фигур и закрывать их плотно прижимая.
 11. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам.
 12. Дидактическая игра «Помоги червячку найти свой фрукт » — помогает закрепить знание о фруктах, их форме, цвете. Развивает мышление, внимание, зрительное и тактильное восприятии.
 Я рекомендую родителям сделать в домашних условиях данные игры и пособия, которые помогут решить разнообразные задачи по сенсомоторному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки. В которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.
 Наилучших Вам пожеланий в разностороннем
 развитии Вашего ребенка!



Задачи по формированию культурно - гигиенических навыков
В 2-й  младшей группе:

- формировать у детей умение самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулки, игр и занятий, туалета (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, 1-2 раза намыливать их до образования пены с последующим смыванием); постоянно следить за их чистотой; мыть лицо, сухо его вытирать;
- показывать и объяснять детям, как чистить зубы мягкой щеткой и детской зубной пастой (научить ребенка накладывать слой зубной пасты на поверхность щетки, чистить зубы — верхний ряд движениями сверху вниз, нижний — движениями снизу вверх; заканчивать процедуру движениями в обе стороны вдоль зубного ряда);
- обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бачка для слива, быть опрятными;
- при приеме пищи приучать детей пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережевывать пищу; полоскать рот после приема пищи питьевой водой; 
- побуждать детей обращать внимание на свой внешний вид, самостоятельно устранять беспорядок в одежде, в прическе, пользуясь зеркалом, расческой; учить пользоваться носовым платком.
Задачи по развитию сюжетно-ролевой игры
В 2-й младшей группе:

- осуществлять педагогическую поддержку самодеятельных сюжетно-ролевых игр детей; поощрять принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру;
- одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения;
- поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, выделение сверстника как возможного партнера по игре;
- следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры;
- обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов- заместителей, средообразующих игровых модулей;
- разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми;
- организовывать для детей досуговые игры, т.е. игры-забавы, проводимые преимущественно с народными игрушками (петрушка, шагающий медведь, дровосеки, волчки и т.п.), персонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (обыгрывание с детьми стишков, сказок, песенок и т.п.); несложные празднично-карнавальные игры (шествие ряженых детей, в том числе и в ролях излюбленных сказочных литературных персонажей), приуроченные к праздникам, досуговым паузам между занятиями;
- повышать положительный эмоциональный тонус детей, воспитывать чувство юмора, ощущение праздничной общности между детьми и взрослыми (во время праздников, игровых шествий с куклами).

Развитие двигательной деятельности:
В 2-й младшей группе:

Самостоятельная двигательная деятельность организуется ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Занятия по физической культуре проводятся 3 раза в неделю, 15 минут в помещении или на участке, включая одно-два занятия по плаванию. Утренняя гимнастика проводится ежедневно, до завтрака, в течение 5-6 минут. Двигательная разминка в сочетании с воздушными процедурами проводится после дневного сна.
Общеразвивающие упражнения:
Упражнения для рук и плечевого пояса: поднимание рук перед собой, вверх, в стороны; опускание рук вниз, вращение кистями рук; сжимание, разжимание пальцев рук; хлопки перед собой, над головой.
Упражнения для туловища: повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны; выполнение разнообразных движений руками, ногами, туловищем в положении сидя и лежа.
Упражнения для ног: движения выпрямленной ноги вперед, в сторону, назад на носок; приседание, полуприседание, с опорой.
Общеразвивающие упражнения лучше выполнять с использованием различных предметов (колечками, лентами, кубиками, косичками, платочками, мячами).
Упражнения в основных движениях:
Ходьба: в колонне, по кругу, парами друг за другом, в разных направлениях; врассыпную на носках; высоко поднимая колени; «змейкой», с остановкой (по сигналу воспитателя).
Бег: в колонне, по кругу по одному и парами (держась за руки); непрерывный бег длительностью до 1 минуты; быстрый бег до 10—20 м; бег в медленном темпе до 160 м.
Ползание, лазание: ползание на четвереньках по прямой (6 м); под предметами и вокруг них; ходьба на четвереньках; подлезание под предметы, перелезание через них; пролезание в обруч; лазание по лесенке-стремянке, гимнастической стенке удобным способом.
Прыжки: на месте; с продвижением вперед (2—3 м), через линии, невысокие предметы; в длину с места (до 40 см); спрыгивание с высоты (10—15 см) на мат или в яму с песком, удерживая равновесие.
Катание, бросание и ловля, метание: катание мячей, шаров в определенном направлении; между предметами и с попаданием в предметы (расстояние до 1,5 м); подбрасывание и ловля мяча двумя руками; ловля мяча после удара об пол (2—3 раза подряд); метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя руками или одной рукой (правой и левой); в вертикальную цель и на дальность правой и левой руками (расстояние до 2 м). Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
Упражнения в построении и перестроении.
Построения и перестроения: в колонну, в круг, в шеренгу ( с помощью воспитателя, по ориентирам); повороты направо, налево.
Спортивные упражнения:
Катание на санках. Катание друг друга с невысокой горки, по ровной поверхности.
Скольжение по ледяной дорожке. Прокатывание детей по утрамбованному снегу, ледяной дорожке с помощью взрослого.
Езда на велосипеде. Езда на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами.
Плавание. Безбоязненное вхождение в воду, плескание, погружение лица и головы в воду. Игры: «Догоните меня», «Поймай рыбку», «Сделаем дождик», «Нос утонул», «Кораблики», «Фонтан».
Подвижные игры:
- содействовать укреплению здоровья и правильному физическому развитию детей;
- ставить конкретные, сравнительно легко и быстро решаемые двигательные задания;
- постепенно переходить от знакомых игр к новым;
- приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдать простейшие правила игр;
- учить детей воспроизводить в общих чертах способы выполнения движений; действовать по сигналу воспитателя;
- поощрять самостоятельные игры детей с мячами, шарами, ленточками и другими пособиями и игрушками в помещении и на улице.




Комментариев нет:

Отправить комментарий