В возрасте 3-4 лет ребенок
постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и
носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую
же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это
противоречие разрешается через развитие игры,
которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном
возрасте.
Основным содержанием игры
младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с
одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в
этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная
деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические
образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки
могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для
развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Конструктивная
деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных
построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети
могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы
детского сада. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого
дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых
произведений.
Продолжает развиваться
наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев
осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
В младшем дошкольном
возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется
в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко
проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно
по поводу игрушек.
В младшем дошкольном
возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых
ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во
многом поведение ребенка еще
ситуативно. Вместе с тем можно
наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком,
сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при
этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий