Мастер -класс "Чудо-пирамидка"
Консультация для воспитателей
Сенсорное развитие
Сенсорное
развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее подходит для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность
ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного
развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что
значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального
обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью
восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении
рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках труда. Случается, что
ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической
культурой.
Сенсорное
развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным образом.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия,
который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен
его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного,
слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения операций.
Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на
исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество
практических проб при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в
обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие
от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме,
величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.
Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных
цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный -
короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д.),
а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного
развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за
слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных
составных частей предмета, определении их пространственного взаимного
расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности
воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность
тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной
дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений(температуры, фактуры
материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка
затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование
зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с
нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и
характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.
Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и
их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при
усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так,
эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями:
увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих
ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при
уменьшении количества информативных признаков предметов.
У
детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной
ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и
«лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в
ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности
устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в
практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются
сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для
выражения этих отношений.
Это
результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы
в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией
характеризуются определенной динамичностью. Литературные источники указывают на
важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее
номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании:
константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность
зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова,
последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной
сферы.
Данные
положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап
развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной
сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Тем
самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым
относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию
ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий